Конституция Историческая справка Общие сведения Административное устройство Важнейшие события Республики Институты гражданского общества

Историческая справка

Февральская и Октябрьская революции 1917 г. способствовали развитию национальных общественных движений. После февральских событий появились идеи национального самоопределения коми народа, высказанные коми солдатами. Эти идеи активно обсуждались в учительской среде, а также на съездах советов. Уже в начале 1918 г. вопрос о создании национальной государственности коми народа был поставлен со всей определенностью. На Учредительном съезде, состоявшемся 17 января 1918 г., было предложено «установить автономию на совершенно свободных началах в порядке внутреннего управления...» Все усилия партийных и государственных органов были сконцентрированы на этом предложении, ставшим предметом обсуждения на первом всезырянском съезде коммунистов в январе 1921г. В принятой на съезде резолюции говорилось: «...а) в целях быстрого возрождения народа коми необходимо объединить всех коми в одну административную единицу с управлением, соответствующим общему социалистическому строю республики, с одной стороны, и особенностям духа зырян, с другой, в форме автономной советской социалистической республики Коми». Однако, несмотря на то, что избранные кандидаты в Областной Революционный Комитет (Обревком) упорно отстаивали свою позицию, центральные органы не согласились с предложением создать государственность в форме автономной республики. В конечном итоге 22 августа 1921 г. Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета принял декрет об образовании в составе РСФСР Автономной области коми (зырян) с административным центром в г.Усть-Сысольске. Для коми народа это историческое событие, наряду с вхождением Коми края в состав Российского централизованного государства в ХIV-ХV вв., стало судьбоносным во всей его многовековой истории. Впервые коми народ, разбросанный по нескольким губерниям и уездам, был объединен в единое административно-территориальное образование со статусом автономии.

При определении границ автономной области учитывались межнациональные и экономические отношения, сложившиеся к этому времени на Европейском Северо-Востоке страны. За короткий в масштабах истории временной период, в 1920-е годы, коми народ создал свой новый алфавит, литературный язык, национальную культуру, литературу и школу, сформировал национальную интеллигенцию. Это было началом сложного и трудного, порой противоречивого, пути национально-государственного и социально-экономического развития Коми автономии в ХХ веке.

Вторая половина 1930-х гг. стала важным этапом в дальнейшем упрочении государственной власти. В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. Коми автономная область была преобразована в Коми Автономную Советскую Социалистическую республику. 23 июня 1937 г. чрезвычайный XI съезд Советов Коми АССР единогласно принял ее Конституцию. Первая статья Конституции гласила: «Коми Автономная Советская Социалистическая республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян...». Были образованы законодательный и исполнительный органы государственной власти - Верховный Совет Коми АССР и Совет народных комиссаров Коми АССР. И хотя в тот период статус автономной республики носил во многом формальный, декоративный характер, это был заметный шаг вперед в социально-экономическом развитии региона.

В 1930 - 1950-е гг. на территории Коми автономии располагались многочисленные исправительно-трудовые лагеря системы ГУЛАГа НКВД - МВД СССР и спецпоселки, через которые прошли сотни тысяч наших соотечественников, в том числе многие представители отечественной научной и творческой интеллигенции, среди них лучшие представители коми народа, молодой национальной интеллигенции, крестьянства. Эти люди, ценой тяжелого подневольного труда, вместе с народом республики, заложили основы ее экономического базиса, способствовали ускоренному социально-экономическому развитию. В этот период построена Северо-Печорская железная дорога, города и рабочие поселки, заложены основы современной угольной, нефтяной, газовой и лесной промышленности.

В связи со строительством Северо-Печорской железной дороги, изменившей ориентацию экономических и управленческих связей в регионе, в 1940г. в состав Коми АССР из Ненецкого автономного округа был передан район г.Воркуты, в конце 1940-1950-х гг. в состав Коми АССР вошли так же ряд территорий Пермской области и Ненецкого автономного округа.

Жители Коми АССР приняли активное участие в Великой Отечественной войне, как на фронте в действующей армии, так и в тылу. В 1941 — 1945 гг. на фронт из Коми АССР было призвано 170 тыс. чел., многие из которых были награждены высокими правительственными наградами. За подвиги, совершенные в годы войны, 29 воинам, призванным из Коми АССР, присвоено звание Героя Советского Союза, 14 — из них уроженцы Коми АССР, 15-ти - полных кавалеров Ордена Славы. Экономический потенциал, созданный в Коми АССР в 20-30-е гг., позволил республике внести достойный вклад в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В годы войны Печорский угольный бассейн стал основной топливно-энергетической базой Европейского Севера страны. В 1946г., по сравнению в 1940г., был почти в два раза превышен объем валовой промышленной продукции.

Особое место в истории республики занимает период 1946-1960-х гг., когда трудом рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции республики укреплялись и развивались топливно-энергетический, лесопромышленный, строительный, агропромышленный комплексы. В этот период продолжался ввод новых производственных мощностей. Были построены 23 шахты в Печорском угольном бассейне, десятки леспромхозов, узкоколейных железных дорог, сплавконтор и ремонтно-механических мастерских, нефтешахт, электростанции, объекты местной и пищевой промышленности.

Были построены новые северные города Печора, Инта, Сосногорск, Микунь и поселки, сформировалась современная социальная инфраструктура, получила динамичное развитие образование, наука, культура и искусство.

Крупные ресурсы, направляемые государством на развитие экономики Коми АССР в 1960-1980 гг., стали одним из важнейших условий роста производственно-технической базы промышленности и транспорта. В этот период республика превратилась огромную строительную площадку. В 1969 г. была создана новая отрасль народного хозяйства союзного значения - целлюлозно-бумажная промышленность. В апреле 1969 г. вуктыльский газ пришел на Череповецкий металлургический завод, а несколько позднее в Москву, Ленинград и другие регионы страны.

В 1970-х гг. в Удорском районе была создана производственная база и социальная инфраструктура четырех совместных советско-болгарских предприятий лесозаготовительного объединения «Мезеньлес». В конце 1960-х и 1970-е гг. были введены в строй крупнейшие в стране мощности по производству древесностружечных плит (Жешартский фанерный завод), древесно-волокнистых плит (Княжпогостский завод) и мебели (Сыктывкарская мебельная фабрика).

Период 1960-1980гг. был этапом становления электроэнергетики республики - возросли мощности на Воркутинской, Ухтинской, Интинской ТЭЦ, был пущен в строй энергоблок, ТЭЦ Сыктывкарского ЛПК, строилась Печорская ГРЭС.

«Предначалом» современного периода истории республики стало принятие на внеочередной второй сессии Верховного Совета Коми АССР 29 августа 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Коми АССР. 23 ноября 1990 г. Коми АССР была преобразована в Коми ССР, а 26 мая 1992 г. - в Республику Коми. Конституция Республики Коми, принятая Верховным Советом РК, по своему содержанию радикальным образом отличалась от предыдущей, советской. Впервые в истории конституционного строительства Конституция Республики Коми является работающей, поскольку ее нормы имеют прямое действие. Принятие Конституции республики сформировало правовую основу (пространство) для назревших преобразований политической системы республики.

На конституционной основе была сформирована политическая система республики, включающая современные органы государственной власти — институт Главы республики — высшего должностного лица региона, Государственный Совет, Правительство республики, система местного самоуправления, Конституционный Суд, мировые судьи. 6 июня 1994 г. Верховный Совет РК принял законы о государственных символах республики: гербе, флаге, гимне.

Значимой датой в жизни Республики Коми, как субъекта Российской Федерации, явилось подписание в Москве 20 марта 1996 г. Договора «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти Республики Коми».

Начало формированию системы регионального государственного управления было положено 8 мая 1994 г., когда состоялись первые всенародные выборы Главы Республики Коми, которым был избран Ю.А. Спиридонов. 22 января 1995г. были проведены первые выборы в высший законодательный и представительный орган республики - Государственный Совет Республики Коми. Таким образом, сбылась мечта (прогноз) депутата IV Государственной Думы, священнослужителя, общественного деятеля Д.Я. Попова, который, в 1918 году выступая на учредительном съезде Усть-Сысольского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов заявил: «в будущем у нас должен быть собственный маленький парламент, устроенный по типу, принятому в Американских Соединенных Штатах». Создание и деятельность Государственного Совета республики способствовали формированию современного законодательного, правового пространства.

В республике осуществляется муниципальная реформа, сформирована система органов местного самоуправления. В 1999 г. состоялись выборы в представительные органы МСУ, в 2003 г. — выборы должностных лиц органов МСУ, в 2005 г. - выборы депутатов представительных органов МСУ поселений. В настоящее время институциональная система местного самоуправления включает в себя 5 городских округов, 15 муниципальных районов и 191 муниципальное образование поселений, в том числе 16 городских и 175 сельских поселений. Таким образом, в республике сформированы органы местного самоуправления в полном объеме в правомочном составе, наделенные новыми полномочиями и функциям, что позволит приблизить муниципальное управление к населению.

Произошли кардинальные изменения и в общественно-политической жизни республики. На основе конституционного принципа политического разнообразия формируется гражданское общество. В настоящее время в республике действуют несколько около 800 общественных объединений, в том числе 28 региональных отделений политических партий, различные религиозные конфессии, независимые средства массовой информации. Важную роль в национальном развитии и обеспечении межнационального согласия выполняют 9 национально-культурных автономий. В республике обеспечивается межнациональное согласие. По оценкам экспертов, Республика Коми - одно из национально-государственных образований Российской Федерации, где накоплен опыт открытого и конструктивного обсуждения проблем в сфере национальной политики, опыт международного межкультурного диалога.

Вместе с тем, в последнее десятилетие XX века позитивное в целом политическое развитие происходило на фоне кризисных социально-экономических процессов. Формирование новой системы управления позволило смягчить последствия системного социально-экономического кризиса. С 1999 г. республика начала постепенно преодолевать кризисный период своего развития, но целый ряд негативных тенденций, особенно в финансово-экономической и социальной сферах, не был преодолен.

Важным событием в жизни Республики Коми явились всенародные выборы 2001г. Главы Республики Коми, в результате которых высшим должностным лицом региона был избран В.А.Торлопов. Усилия нового Правительства республики были направлены на преодоление кризисных процессов и выход на устойчивое развитие. Эта главная стратегическая задача 2001-2005 годов была выполнена — обеспечен выход из стадии социально-экономического кризиса и перехода в режим устойчивого развития.

За последние пять лет (2001-2005гг.) произошли позитивные сдвиги в социально-экономическом развитии республики. Об этом свидетельствуют данные, приведенные в юбилейном статистическом сборнике. Так, промышленное производство возросло на 18 процентов, инвестиции в основной капитал - в 1,6 раза, иностранные инвестиции - в 2 раза, оборот розничной торговли - в 2 раза, реальная среднемесячная заработная плата одного работника - в 1,6 раза. Развитие республики в этот период характеризовалось сбалансированным и устойчивым развитием всех сфер обеспечивающих жизнедеятельность региона.

Объективным доказательством устойчивого развития экономики и политической стабильности республики является повышение международных кредитных рейтингов региона. В 2005 г. Республике Коми международным агентством «Fitch Ratings» впервые присвоен долгосрочный национальный рейтинг, который соответствует инвестиционному уровню (А(rus), прогноз «Позитивный».

Устойчивое экономическое развитие позволило обеспечить повышение уровня жизни населения. Республика Коми занимает 15 место в России по индексу развития человеческого потенциала — обобщающему показателю уровня и качества жизни. Высокие рейтинги регион имеет и по многим другим жизненно важным социально - экономическим показателям.

Выход на устойчивое социально-экономическое развитие, сложные задачи по реализации приоритетных национальных проектов и Послания Президента России, актуализировали необходимость разработки инновационной стратегии развития, призванной определить перспективы экономического и социального развития Республики Коми на ближайшие десять лет. С этой целью Правительством республики в 2006 г. принята «Стратегия экономического и социального развития на 2006 - 2100 гг. и на период до 2015 г.».

Позитивные процессы в социально-экономической сфере и эффективное управление в сфере общественных отношений, позволили обеспечить политическую стабильность, гражданский мир и общественное согласие.

В целом, накопленный за 85 лет мощный ресурсный, в первую очередь человеческий, интеллектуальный, научный, культурный потенциал, эффективное государственное и муниципальное управление, гражданский мир и межнациональное согласие позволят обеспечить успешное развитие республики в XXI веке.


Разработано ООО «Парма-Информ»
при поддержке Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми,
ГУ РК «Центр информационных технологий»
по заказу Министерства культуры и национальной политики РК.
© 2006